Марибор. 15 лет спустя после самого горького поражения сборной России

Почему именно тот матч 18 ноября 2009 г. в Словении оставил в душе людей наибольший след? Как ни странно, но ответ на данный вопрос спустя пару лет дал один из главных участников всей этой истории: наши ожидания – наши проблемы. А ожидания у всех у нас в 2009 году были максимально большими.

Феноменальное Евро-2008, шестое место в рейтинге ФИФА, две номинации Аршавина на «Золотой мяч», его покер на «Энфилде», Жирков, Павлюченко, Билялетдинов в Англии, а Погребняк в Германии, Кубок и Суперкубок УЕФА «Зенита», победа «Рубина» на «Камп Ноу»… В общем, повода для оптимизма в российском футболе было предостаточно.

Отбор на чемпионат мира команда Гуса Хиддинка прошла уверенно. Да, были два поражения от Германии, но многие тогда сказали бы, что немцы выиграли «на тоненького», а еще более смелые эксперты утверждали, что бундестим отскочила. Поэтому мало кто мог подумать, что у сборной России возникнут проблемы в стыковых матчах.

Наша сборная при жеребьевке оказался в числе сеянных, тем самым, избежав встречи с Францией или Португалией. Нам могла достаться Украина, но вместо опасений у болельщиков скорее возникало чувство реванша за 1999 год. Но попалась Словения – на первый взгляд, слабейший вариант. И все уже мысленно начали планировать просмотр ЧМ в июне 2010 г.

Первый матч в «Лужниках» шёл так, как и должен был – 2:0 к 80-й минуте, а наши могли и третий забивать. Но концовка игры прошла необъяснимо, и нужно благодарить Акинфеева, что матч закончился со счётом 2:1. Несмотря на это помутнение, сомнений в команде Хиддинка у людей не возникло.

Тем не менее, через 4 дня случился Марибор. Что же там было? Мандраж перед бурлящим стадионом словенцев? Самоуверенность? Отсутствие концентрации? Наверно, по прошествии 15 лет это не столь важно. Результат известен: игровое преимущество словенцев в первом тайме, большое количества брака у россиян, гол Златко Дедича на 44-й, удаление Кержакова на 66-й, удаление Жиркова на 90-й, финальный свисток.

А после — ступор, непонимание, отрицание происходящего, депрессия. Спустя время наступили гнев, ярость, злость – на наших «зажравшихся миллионеров», на словенцев, которые бросили в Акинфеева раскладной нож, на главного арбитра норвежца Терье Хауге.

Марибор нанёс непоправимый урон мечте, что Россия – это одна из сильнейших футбольных держав, которой ни Англия, ни Голландия, ни Германия нипочём. И с каждым новым турнирном этот урон планомерно возрастал, достигнув максимума к году 2016 в виде нет, не безразличия, а сдержанности.

Даже 1/4 финала домашнего чемпионата мира лишь кратковременно принёс счастье и привёл страну в эйфорию. Но этот успех был скорее вопреки, и выход из группы на Евро-2020 уже казался как нечто трудно выполнимое.

Марибор спустил болельщиков с небес на землю. Принимать поражения сборной стало проще, а вместо завышенных ожиданий остались разве что робкие надежды на ничью с Данией или Хорватией. Народ сборную не разлюбил, иначе 26 тысяч на матч с Брунеем не пришли. Просто он стал более рационально подходить к оценке возможностей наших футболистов. И принимать их такими, какие они есть.

Фото: Getty Images, РФС

Источник: www.rusfootball.info

Comments (0)
Add Comment